главная
|
статьи
|
мультигонки
|
походы
|
соревнования
|
файлы
|
ссылки
|
обратная связь
|
о команде
 
....................................
статьи

Лыжный поход по Ладоге - 2012

Финская гонка X-Wiima-2012 в Коли

Путевые заметки о Килиманджаро

Рождественские каникулы - 2012

Saariselka - 2011

Клюква - 2011

Париж-Брест-Париж - 2011

Offroad по-норвежски или в краю незаходящего солнца

Краткое резюме Юрия Бородулина о гонке offroadfinnmark700

Предстартовые интервью Е.Куракиной с российскими участниками The ultimate MTB adventure race 2011

Весеннее путешествие на юг (А. Соколов о велотренировке в Крыму-2011)

Интервью с Денисом Куприенко и Юрием Бородулиным после чемпионата мира по рогейну - 2010

Путешествие по Новой Зеландии и чемпионат мира по рогейну - 2010

Полесье - 2010 (Илья Строганов)

Полесье - 2010

OkulAR - 2010

На байдарках по Ладоге - 2010

Шушинский три-о-тлон-2010

Tahko Arena Adventure Race-2010(М.Алёшина)

Как мы догнали Америку(Шелёхин)

Зимние забавы-2010(Соколов)

Weekend на коньках-2010(Бородулин)

Мультигонка КАНТ-2010

Неделя в Южном Тироле-2010

Дневник похода Татры-2010

Впечатления Александра Соколова о гонке Abu-Dhabi-2009

Гонка Red Fox-2009. Хроника событий

Чемпионат Европы по рогейну-2009

Впечатления А. Соколова о бревете Лондон-Эдинбург-Лондон-2009

По Ладожским шхерам-2009

Заметки активного болельщика (Три Стихии-2009)

Галопом по Европам-2009

Рассказ Анатолия Шелёхина о мультигонке Три Стихии-2009

Впечатления о флэш-бревете СПб-Бологое-2009

Поездки на марафоны серии Worldloppet

Впечатления Александра Соколова о гонке Х-КРЫМ-2008

Марш-бросок за клюквой-2008

Чемпионат Мира по рогейну-2008

Восхождение на Эльбрус-2008

Вокруг да около гонки RED FOX или записки болеющего немультиспортсмена

Велопоход Подпорожье-Петрозаводск-2008

"В ночное" на велосипедах

Обзор сезона мультигонок 2007 от Юрия Бородулина

Записки новоявленного рандонера (После Париж-Брест-Париж-2007)

Велопоход в крепость Орешек-2007

По Ладожским шхерам-2007

На коньках по Ладоге-2007

Новый год в лесу-2007

"Молодой Боец" выигрывает умом (RED FOX Adventure Race-2007)

Белое море

Вопросы команде "Арена" - интервью с Анной Бурлиновой

Перед отлетом в Бразилию на Ecomotion/Pro-2006

После Nike ACG Challenge 2006

Бизнес и экстрим

После The Raid World Championship-2005

После Winter Extreme-2005

Окончание сезона 2004

Как мы проиграли гонку в Латвии (сентябрь 2004)

Вопросы чемпионам (Red Fox Adventure Race-2004)

После Red Fox Adventure Race-2004

После Три-О-тлон-2002

....................................
погода
ссылки
Газета - Сила Движения


Белое море.Фотографии.

История походов по Белому морю связана с моим приятелем, который по воле судьбы временно жил и работал в далекие 90-е годы в пос. Валдай Карельской АССР на Выгозерском водохранилище. С ним вместе мы решили сходить весной 1986 года по западному побережью Белого моря. Цель путешествия: попробовать переложить лыжный туризм (которым мы занимались вместе еще в Университете) – большие рюкзаки, широкие лыжи, дальние и долгие походы – на более скоростные рельсы. Хотелось пройти как можно больше за короткий промежуток времени (во время отгулов).

И вот 1986 год… Первый опыт. Начало марта. Двое. Поезд «Ленинград-Кузема». Утром встаем на лыжи. Полупластиковые, беговые по тем временам, лыжи. Снаряжение: спальники, коврики, топор, ножовка. Из одежды – только то, что на себе, запасные носки, варежки, свитер и пуховик. Еда на 6 дней из расчета 800 г на человека в день. Надежда на ночевки в избах, которые были обозначены на кальке, скопированной со случайно добытой лоции, хотя мы всегда были готовы провести ночку у костра под открытым небом. Лыжный ход – классический.

В первый раз прошли на север только 4 дня до мыса около поселка Гридино. Далее стояла открытая вода до самого берега без припайной кромки, а на берегу был глубокий снег. Пришлось смириться и уйти домой из пос. Гридино (единственного жилого по пути в этом районе) около 50 км по узкой колее вездехода к станции Энгозеро. Дороги в то время из Гридино еще не было. Практически все избы, обозначенные на карте, были в очень плохом состоянии, зато в других местах стояло достаточно много зимних избушек.

На следующий год 9-13 марта 1987 года по маршруту из Куземы на север мы уже пошли вчетвером, прихватив с собой женщину, Ирину Погодину. Удалось дойти до поселка Ковда, что почти в 2 раза дальше предыдущего года (250 км).

После двух лет изучения района появились некоторые выводы: Белое море полностью не замерзает, в теплые зимы открытая вода подходит вплотную к выступающим мысам. В начале марта еще стоит полноценная зима. Наста, как такового, для быстрого передвижения на лыжах фактически нет. Температура опускается ощутимо ниже нуля: -5 -10 днем, -10 -25 ночью.

Поэтому следующий поход в 1989 году мы провели в период 1-7 апреля под знаком появления полуконькового и конькового ходов. Нас было четверо мужиков. Мы выбрали район юго-западной части Белого моря и двинулись из Малошуйки (куда доехали с пересадкой на поезде «Мурманск-Архангельск»). За пять дней пути мы преодолели расстояние в 230 км и дошли до Кеми.

Южный берег менее интересный: пологие берега, мелкие, местами заросшие камышом губы моря. Редкие и в плохом состоянии избы. Зато перенос сроков похода на конец марта-начало апреля дал нам малое количество снега (уже растаял) и местами голый лед. На южных открытых для солнца берегах снега уже нет и можно с большим удовольствием на обеде снять лыжи и походить по мху или камням.

После этого был перерыв в 10 лет, связанный с напряженкой в стране, поскольку я ушел с госпредприятия, и пошла катавасия по зарабатыванию финансов. А все свободное время я бегал ориентирование.

К Белому морю мы вернулись, когда я закончил активные занятия ориентированием. Цель была простая: на фоне возросшей физической подготовки, опыта и технического прогресса пройти западную часть Белого моря до Кандалакши.

И вот новые попытки: 31 марта – 4 апреля 1999 года, Беломорск – Гридино – пешком в Энгозеро. После Гридино опять нет льда , да и лыжи «Карелия» за несколько дней очень острого наста развалились в хлам. Я доходил уже на обрубках лыж. Прошли порядка 180 км и 50км пешком – быстрым напористым шагом, т.к. очень хотелось успеть к вечернему поезду. После такой «прогулки» ноги стали как деревянные переступалки, усыпанные мозолями. За 8 часов пути не было ни одной машины, зато за пару километров до станции нас догнал микроавтобус, который шел из Гридино, и мы хоть немного, но скоротали свой путь. Никому не пожелаю так ходить.

В 2000 году была очень теплая зима, и мы путешествовали на той же широте, но с западной стороны от железной дороги С-Петербург – Мурманск по системе Кумского водохранилища. Мало изб и много снега.

2 – 7 апреля 2001 года, Кемь – Сумской Посад (100 км). Погода выдалась очень теплая с туманом и дождями. Перед нами прошли большие снегопады, и лед был очень тонкий – местами доходил до 5-7см, поэтому переходить большие поля льда, да еще при отрывном ветре, было страшновато. Приходилось тропить «коньком», высоко выдергивая ноги и стараться идти след в след. Против погоды не попрешь.

И наконец, 30 марта – 5 апреля 2002 года, Кузема – Кандалакша (300 км). Антициклон. Ночью температура доходила до -20, а днем – небольшой минус и солнце. На льду небольшое количество легкого снега, под ним жесткий насто-лед, на берегах железобетонный наст с небольшим количеством пушистого снега сверху. Лучших условий желать нельзя. Перегиб берега Белого моря от Гридино до мыса Шарапов прошли по берегу , т.к. вдоль берега лежало сплошное месиво битого льда. Из Кандалакши в море ходит ледокол, пришлось пересекать его свежеподмерзший след.

В итоге, хотя цель и достигнута, но привлекает другое: хорошая компания, отсутствие цивилизации, красивая природа, непредсказуемость снежного и ледового покрова.

Для желающих попутешествовать подобным образом можно использовать любые районы нашей страны, где можно найти твердый наст или лед и лесной массив для костра.

Наше снаряжение.
Принцип: брать минимум для того, чтобы перемещаться максимально быстро. Саночки для конькового хода не подходят. Рюкзак на старте весит порядка 10 кг. Берем не запасную, а дополнительную одежду только на случай морозов (которые иногда ночью доходят до -20) или холодной ночевки. Сушим вещи на себе. Из общественного берем с собой 2 котла, топор, небольшую двуручную пилу и иногда небольшую самодельную гитару.

Еда.
Примерно 800 г на человека в день. Питание 3-разовое: утро – каша, день – горячий перекус с чаем или какао, вечером – каша с сухими мясными продуктами. Горячий дневной перекус необходим для восстановления сил. Передвигаться коньковым ходом по сложному покрытию с рюкзаком достаточно тяжело. Готовим всегда на костре около избы или в лесу, независимо от погоды. Никогда не заримся на печку, т.к. готовка растягивается на долгие часы.

Ночевки.
Избы на побережье от Беломорска до пролива Великая Салма стоят довольно часто на расстоянии 5-20 км друг от друга и имеют достаточно хорошее состояние. Печки – буржуйки, а в некоторых избах даже кирпичные. Обычно стол и 2 пары нар на двоих каждые (так что оптимальное число участников – 4). Пол деревянный, холодный. Стены бревенчатые. Избы хорошо видны издалека, находятся на открытых, хорошо продуваемых местах – островах, полуостровах, полянах. С дровами возле изб плохо, но всегда можно что-то найти. Дальше на север тянется Кандалакшский заповедник (довольно строгое место), где избы вообще отсутствуют, и в горле Кандалакшского залива избы попадаются редко. Так что эту часть моря желательно проходить большими переходами. На южном побережье избы тоже достаточно редки, т.к. поблизости проходит железнодорожная ветка, и район достаточно мелководный для заготовки водорослей (ламинарий).

Условия передвижения.
Для передвижения коньковым ходом оптимальное время походов – конец марта-начало апреля. Состояние льда год на год не приходится. Иногда это голый лед, иногда – небольшое количество занастованного снега с многочисленными острыми проплешинами, изъеденными солнцем и морозами, иногда – не успевший растаять мокрый наст, зачастую проваливающийся под весом лыжника, а под ним – слой водяной каши. При жестком насте боковины лыж очень быстро выедаются, а подложка скользящей поверхности проваливается. Поля битого льда попадают достаточно редко. Самый проблемный район – от мыса Кирбейнаволок (возле пос. Гридино) до мыса Шарапов (~40 км). Здесь постоянно стоит открытая вода, льды битые, торосистые. В теплые зимы кромка открытой воды стоит в нескольких километрах от берега и зачастую заходит в большие бухты, так что идти приходится почти вдоль кромки воды. Это может быть чревато при отрывном ветре уносом ледяных полей.

Погода бывает разная: при антициклоне днем -5 - 0, ночью до -20, при циклоне – 0 - +3, иногда с дождем. Преобладающих ветров не наблюдается.

Ландшавт.
Особенно красивые районы с большим количеством островов находятся в районе Беломорска – Кеми. В хорошую погоду с высоких островов виден Соловецкий архипелаг. Пролив между Соловками и материком практически никогда не замерзает из-за сильных течений. И даже на север до Кандалакшского заповедника берег сильно изрезан шхерами и очень красив в солнечную погоду.

Картографические материалы.
В последнее время мы используем обычный, продающийся в магазинах, атлас Карелии масштаба 1:200000. Он составлен довольно правильно, даже азимут проходит.

Вместо послесловия.
Наш последний поход на Белое море оказался самым удачным из всех вышеперечисленных (была прекрасная погода, удалось много пройти, получились отличные фотографии, сняли замечательный фильм), поэтому мы хотим дать отдохнуть от нас Белому морю. Хочется чего-нибудь новенького, и мы разрабатываем новые маршруты. Вопросы, советы, пожелания по этому поводу можно направить непосредственно Юрию Бородулину.



Copyright © 2005 — 2006. Designed by Mislyaev V.
Сайт создан в системе uCoz